Многие родители испытывают трудности с тем, чтобы привить детям привычку регулярно помогать по хозяйству. В некоторых семьях дети убирают со стола после еды, но родителям кажется, что они могут и должны помогать больше. В других же семьях дети воспринимают как должное то, что родители делают всю работу по дому, и они возмущаются, когда их просят помочь. Это утомительно для родителей.
Дети любят помогать по дому, пока они маленькие. Мы все помним, как радостно наш малыш, недавно сделавший свои первые шаги, помогал нам складывать грязную одежду в корзину для белья, приносить столовые приборы, складывать книги на полку, убирать в шкаф покупки. Но так как с их «помощью» мы делали все медленнее, чем без нее, мы просили их пойти поиграть. Поэтому не удивительно, что спустя несколько лет наши дети только и хотят, что играть, и теперь стонут и возмущаются, когда мы просим их помочь нам!
Вы будете рады услышать, что отношение детей к домашней работе можно изменить, и они будут охотно браться за любое задание: не только накрывать на стол и убирать с него, но также мыть пол и пылесосить, загружать стиральную машину, сгребать листья, выносить мусор и выполнять любую другую необходимую работу. Применяя стратегии воспитания ребенка, который слушает, слышит и понимает, вы научите своих детей быть не только более внимательными и заботливыми, но также и более самостоятельными и зрелыми. И вы будете чувствовать себя увереннее оттого, что ваши дети осваивают полезные жизненные навыки.
Подготовительный этап
Создайте единый фронт Вместе (оба родителя) решите, какие у вас есть проблемы и какую работу по дому вы хотели бы поручить вашим детям. Если вы не знаете, что и в каком возрасте должен делать ребенок, мой совет заключается в том, что начинать учиться никогда не бывает слишком рано. Если вы посмотрите документальные фильмы о детях, которые живут в менее развитых странах мира, вы увидите, что даже очень маленькие дети уже собирают хворост, помогают готовить еду, стирают одежду, убирают в доме, пропалывают сад и даже заботятся о младших братьях и сестрах, - и все это они делают с улыбкой!
Начните экспериментировать.
Попросите ребенка один раз загрузить посудомоечную машину, или рассортировать белье, или застелить постель, или просто повесить полотенце на место. Если он отказывается выполнить даже такое небольшое и легкое задание, проблема заключается не в том, что он не может этого сделать, а в том, что он считает, будто не должен этого делать. Пора настоять на том, чтобы он выполнял ту работу, с которой способен справиться. Пора установить несколько новых правил.
Какие правила помогут ребенку выполнять домашние обязанности. Вам, наверное, интересно, какие новые правила вы можете установить, чтобы дети начали помогать добровольно, помнили о своих обязанностях и старались выполнить их хорошо, без спешки, нытья и жалоб.
1 Выберите время в течение дня (большинство семей выбирают время сразу после ужина), когда все члены семьи проводят десять или пятнадцать минут вместе, выполняя какую-то работу по дому. Один человек может чистить кастрюли и сковородки, другой - подметать или пылесосить, третий - вытирать брызги с плиты, четвертый может принести чашки или мусор из других комнат, или загрузить стиральную машину, или составить список покупок. Командная работа и поддержка способны превратить эту ужасную, утомительную домашнюю работу в приятное времяпрепровождение. Такой план гораздо предпочтительнее, чем тот, в соответствии с которым вы отрываете ребенка от его занятий, напоминая ему о том, что он должен выполнить свои обязанности по дому. И ежедневная работа по дому очень скоро войдет в привычку.
- Чтобы ребенку не казалось, что вы командуете им, предложите ему два варианта на выбор. Пусть это будет выбор между двумя заданиями, либо пусть он выберет время, когда выполнить это задание, например, перед обедом или до просмотра телевизора. Несмотря на ваш дружелюбный тон, ребенку должно быть понятно, что его вклад в работу по дому является обязательным. Не употребляйте фразы наподобие: «Не хочешь выбросить мусор?» или «Может, выведешь братика на прогулку?»
- Задания, которые детям особенно не нравится выполнять, не должны занимать больше пяти или десяти минут. Так им будет намного проще.
- Другое хорошее правило заключается в том, что дети по очереди выполняют определенные задания. Тогда никому не придется постоянно делать то, что ему не нравится.
Методики, как заставить ребенка выполнять домашние обязанности
Создание благоприятных условий
Очень эффективны визуальные схемы в виде графиков и контрольных списков: они и напоминают, и мотивируют. Реально планируйте свой день Процесс формирования новых привычек требует времени, от этого никуда не деться. Для начала вам потребуется время, чтобы обучить детей новым навыкам. Кроме того, вам потребуется время, чтобы тренировать хорошие привычки, проявляя настойчивость и терпение. Если у вас в запасе достаточно много времени, особенно если ребенок изначально отказывается следовать новым правилам, вы будете чувствовать себя спокойнее. Вот несколько способов, с помощью которых вы сможете включить тренировочный период в ваш очень плотный график:
✓ В течение всего дня, какую бы работу по дому вы не выполняли, подумайте, чему вы могли бы начать учить ребенка. Дети даже могут начать обучение с таких взрослых заданий, как мелкий ремонт по дому или запись на прием к врачу.
✓ Воспользуйтесь моментом, когда ребенок хочет поиграть с вами. Придумайте такую работу по дому, когда сначала он помогает вам, а затем вы играете с ним.
Особое время
Когда вы делаете работу по дому, привлеките ребенка для выполнения одной из задач. Не забывайте описательно хвалить его! Если вы будете так делать каждый день, довольно скоро ребенок захочет помогать вам даже дольше, чем пять минут в день. Это произойдет потому, что ему понравится чувствовать себя полезным. Также ему понравится, что его ценят. В самом деле, совместную работу по дому можно превратить в восхитительное особое время с ребенком.
Описательная похвала
Обращайте внимание и описательно хвалите все незначительные поступки ребенка, которые можно расценить как полезные для других членов семьи. Это будет мотивировать ребенка, порождая в нем желание стать еще полезнее.
«Спасибо, что ты помог своему брату накрыть на стол. Вы разделили эту работу. И когда он положил вилки не с той стороны, ты поправил его мягко, не заставляя смущаться. Ты очень добрый. Ты застелил постель очень аккуратно, и на одеяле нет никаких комков. Хочу тебе сказать, что ты постарался, застилая постель. За последние два дня ты не только ни разу не забыл повесить полотенце на место, но ты его еще и расправил, чтобы оно высохло. Ты не забыл убрать все столовые приборы. Теперь они не разобьются. Я вижу, ты вымыл раковину после того, как помыл посуду. Ты протолкнул все в водосток, и раковина чистая. Я заметила, что ты не оставил ложку в раковине. Ты тщательно вымыл ее. Ты проделал всю работу самостоятельно, от начала до конца. Ты очень ответственный. Я хочу сообщить всем хорошие новости. Я заметила, каким полезным ты был сегодня: ты занес в дом продукты и часть из них разложил по местам. И ты развеселил малыша, когда он заплакал. Ты заслужил вознаграждение и теперь можешь погулять на полчаса дольше. Ты достоин этого, потому что вел себя как взрослый. Ты выполнил всю свою работу по дому. Ты заработал ночевку у друзей. Хорошо провести время! Ты помог своей сестре вынести мусор. Вы разделили эту работу.»
Ответное слушание
Предлагаю несколько примеров ответного слушания, которые вы можете использовать, чтобы ребенок меньше расстраивался и не так сильно сопротивлялся нововведениям. Вы покажете ему, что вы понимаете, что он чувствует и вам небезразличны его чувства.
«Ты так хотел помочь, и тебе было так неприятно, когда ты не смог найти правильную насадку для пылесоса. Раньше это всегда делала я, ты, наверное, очень расстроен, потому что теперь это приходится делать тебе. Ты хотел бы, чтобы тебе не приходилось накрывать на стол каждый день. Тебе, наверное, кажется глупым, что ты должен застилать свою постель каждый день, даже если мы не ждем гостей. Бросить игру ради работы по дому - это может показаться ужасным, особенно если играть очень хочется. Вот было бы весело, если бы мы могли потереть волшебную лампу, а из нее выскочил бы джинн и пообещал исполнить три желания! Окна стали бы чистыми в течение нескольких секунд! Уверена, ты хотел бы, чтобы я сделала это вместо тебя.»
Вознаграждения и наказания
Правильное вознаграждение способно сделать практически любую работу более привлекательной. Вознаграждение поможет ребенку или подростку преодолеть свое нежелание. Вам не придется продолжать вознаграждать одно и то же поведение долго, потому что с помощью описательной похвалы, ответного слушания вы очень скоро привьете детям привычку выполнять свои обязанности по дому.
Если в настоящее время вы сталкиваетесь с полным нежеланием ребенка выполнять работу по дому, или если он в теории готов, но на практике «забывает» о ней снова и снова, вам, возможно, будет трудно поверить в то, что какие-либо стратегии способны это изменить. Попробуйте применить на практике стратегии воспитания ребенка, который слушает, слышит и понимает, и вы убедитесь сами! Вы увидите, что даже очень незрелые, упрямые или эгоцентричные дети начинают вести себя лучше, когда у них появляется обязанность внести значительный вклад в работу по дому.
Что мы обычно делаем? Угрожаем забрать или выбросить игрушки, которые они не положили на место. Такие угрозы носят негативный характер независимо от того, выполнили мы их или нет. Чтобы получить обратно любые игрушки или предметы одежды, разбросанные по дому, которые положил на место родитель, придется постараться: каким-то образом «отработать» их.