Страница дефектолога

Предлоги в речи детей
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.
Предлоги можно скомпоновать в следующие группы:
1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.
3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.
4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Однако у детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).
То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»).
Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.
Игры на предлоги
Игра «Собери пиццу»
Ход игры: взрослый предлагает собрать по образцу пиццу, и проговаривает с ребенком ингредиенты и где они лежать(колбаса возле перца, салат над ананасом и т.д) 
Игра « Бутерброд для Саши»
Ход игры: собери бутерброд для мальчика. Инструкция может усложняться, также меняется последовательность.
Например: возьми кусочек хлеба, положи на него котлету и яйцо.
Сложнее: возьми хлеб, положи на него сначала две котлеты, потом один перец, потом сыр. И тд.
Игра «Что в банке»
Ход игры: Дети собирают фрукты и ягоды по образцу и проговаривают: В банке вишня; В банке ананас и т.д

 

Элементы индивидуальных занятий с учителем-дефектологом

Данные упражнения направлены на:

1. Развитие целенаправленной воздушной струи.

(Дыхательная гимнастика).  ( упр.«Вертушка», упр. «Загони мяч в ворота»)

2. Развитие мелкой моторики у детей, с помощью массажного мячика су-джок. (Пальчиковая гимнастика)

3. Автоматизация звука [С] и [P] изолированно. (Звуковые дорожки).

*Дыхательная гимнастика — один из методов естественного оздоровления организма. Дыхательная гимнастика учит ребенка дышать правильно, развивает его легкие, повышает эффективность газообмена и тем самым помогает ему расти здоровым.

поделиться в: